A- A A+
  КГУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И АРХИВОВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ КГУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И АРХИВОВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья, посвященная знаменательной дате, 95 лет со дня рождения нашего прославленного земляка, дважды Героя Советского Союза, генерал майора авиации Казахстана Бегельдинова Талгата Якубековича

Бегельдинов Талгат Якубекович родился 5 августа 1922 года в ауле Май-Балык Акмолинской области. Свои детские и юношеские годы Талгат провел в городе Фрунзе. Здесь он учился и делал первые шаги по овладению мастерством летчика.

Вот строки из его воспоминаний в годы войны: «Вспоминаю свою юность. Мне было 16 лет, когда поступил в аэроклуб. Потом учился в Саратовском и Оренбургском авиаучилищах. На фронт прибыл в январе 1943 года и в составе 144-го гвардейского штурмового авиаполка воевал на Калининском, Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Никогда не забыть мне дней 26 октября 1944 года и 27 июня 1945 года  — тогда присваивались мне звания Героя Советского Союза. Мы с товарищами, освоив «летающие танки», были грозой в небе, уничтожили много и самолетов, и наземных фашистских целей. О наших «ИЛах» ходили легенды…» (Ф. П-51, ОП.1, Д.180, Л.13-14).

«…Свой первый боевой вылет совершил утром 17 февраля 1943 года, а к вечеру — еще два…Вскоре одержал свою первую воздушную победу, сбив истребитель…» — вспоминает Талгат. В боях за Харьков был сбит. Его уже считали погибшим. Оказалось, что, возвращаясь с задания, наши пилоты встретились с группой фашистских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. «Мессершмишмиттов» было девятнадцать. Талгат удачно ускользнул, выскочив вперед. Но вскоре почувствовал неладное со своим самолетом. Истребители взяли его в тиски и начали расстреливать машину. Вскоре задымил мотор. Бегельдинов со своим стрелком Яковенко спрыгнули, но самое неприятное — оба они получили серьезные телесные повреждения. Так они оказались в тылу врага. Лишь через 15 дней, после мучительных испытаний и невзгод, потеряв Яковенко, Бегельдинов вернулся к своим.

Наступила весна 1943 года. Бои шли под Старой Руссой. Девятка наших штурмовиков прорвалась сквозь заслон из 60 фашистских самолетов. Долетев до основной цели, начали штурмовку мощных оборонительных позиций противника. При выходе из атаки их снова встретили самолеты противника. Мессершмитт атаковал Ил-2 Бегельдинова, но он в жестокой схватке сбил его. Однако получил повреждение и его самолет. Проявив мастерство, Бегельдинов дотянул машину до аэродрома. Высоко оценив подвиг и умелые действия Бегельдинова, его командир авиадивизии Герой Советского Союза полковник Н. Каманин сказал «Это первый в истории моей дивизии бой штурмовика с истребителем с таким отрадным исходом».

В феврале 1944 года, в период Корсунь — Шевченковской наступательной операции Советских войск, Бегельдинову пришлось заняться несколько необычным делом — охотой за «путеразрушителем». Еще в дни разгрома под Москвой зимой 1941 года немцы изобрели приспособление с помощью которого уничтожались железнодорожные пути. Оно представляло собой нечто вроде 2-х огромных лемехов плуга, которые прицеплялись к паровозу. Плуг ломал шпалы пополам, а рельсы изгибались и лопались. За один час работы паровоз уничтожал до 15 км полотна.Именно такой паровоз — путеразрушитель и орудовал зимой 1944 года между Первомайском и Малыми Висками. Зная о том, что участь окруженной Корсунь — Шевченковской группировки предрешена, противник решил с помощью этого приспособления разрушить за собой все дороги, пытаясь задержать движение наших войск. Уничтожение паровоза было поручено Бегельдинову, вот что он сам вспоминает «Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный. Еще вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их уже нет. Нет и паровоза. Тщетны все попытки обнаружить врага. На помощь пришла наземная разведка.

Однажды я находился на КП аэродрома в полной готовности. Получаю сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы варварской работы. А самого паровоза и след простыл. И так день за днем. Начинаю терять терпение. А командование не дает мне покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов нашим наступающим войскам.

В один из дней, когда о паровозе не было никаких сведений, я вылетел на разведку. Собрал данные о позициях немцев, сфотографировал расположение артиллерии и закопанные в землю танки. Лечу на свой аэродром. Неожиданно вижу внизу тень паровоза. Именно тень. В лучах заходящего солнца она кажется неправдоподобно большой, уродливой. Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Я резко снижаюсь и только тут только понимаю, почему бесплодной была моя охота. Сверху на паровозе, во всю его длину, смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты и камни…Сам же паровоз окрашен в белый цвет. При встрече с нашими самолетами он просто останавливался и, пользуясь своей хитрой маскировкой, пережидал пока они пролетят мимо.

Я даже вскрикнул от радости. Ну теперь ты от меня не уйдешь! Захожу сбоку, беру паровоз в прицел, атакую. И.. впустую. Машинист резко дает ход — и мои снаряды идут мимо. Атакую вновь, и опять безрезультатно. Чувствую, что в будке паровоза сидит довольно опытный человек, следящий за каждым моим движением.

Необычайный поединок паровоза с самолетом длился около 15 минут. Наконец, снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на 20, паровоз остановился. Я зашел сбоку, прошил его очередями из пушек и пулеметов. Развернулся и, зайдя с другой стороны, в упор выпустил все реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Сделав круг и убедившись, что сработал чисто, фотографирую его и лечу домой..». Такихбоевых эпизодов было немало.

Всего за два года Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов, проведя в них в общей сложности без малого 500 часов, уничтожил много боевой техники и живой силы противника, в воздушных боях сбил 7 самолетов, еще несколько сжег на земле при штурмовке вражеских аэродромов..

Талгат Бегельдинов  — летчик, капитан, командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза, обладал неугомонной натурой, прожил долгую яркую жизнь. Его путь — пример для подрастающего поколения, он сам не раз встречался с молодежью, рассказывал о боевых подвигах и силе духа советского народа. Подвиги ТалгатаБегельдинова легли в основу многих телевизионных передач, документальных и художественных фильмов. В дань памяти о его подвигах в 2000 году вобластном центре Акмолинской области в городе Кокшетау был поставлен бронзовый бюст знаменитому герою Великой Отечественной войны.

Заместитель директора госархива Акмолинской области
Кыскумар Узакпаева


Последние изменения страницы:: 18.08.2017 10:09

egov.kz - государственные услуги и информация онлайн

@2024  КГУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И АРХИВОВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Яндекс.Метрика
Сопровождение сайта: «Компания ИНТЕГРО»