Жизнь в Акмолинской губернии в двадцатых годах прошлого столетия
Акан Шарипов
Археограф государственного архива
Акмолинской области
Газета «Курс»
№20(878) 26 мая 2016 года
Сегодня Казахстан является динамично развивающимся государством. За последние годы страна совершила рывок в социальном и экономическом плане. Кардинальные изменения в жизни республики создали условия для дальнейшего процветания. Если посмотреть на страны африканского континента, то можно заметить, что там процветает преступность и самое страшное голод, от которого умирают тысячи людей. Не все казахстанцы знают, что и в нашей стране была аналогичная трагедия, унесшая многие жизни. Так, например, документы областного архива передают информацию о голоде в Акмолинской губернии в 1920 гг.Обратимся к данным историческим источникам. Край находился на периферии бывшей Российской империи. Большевики, захватив власть в стране, стремительно и беспощадно продвигали свои идеи в жизнь. Они, как и раннее царские колонизаторы выкачивали из Казахстана сырье и продукты питания. С их приходом изменились лишь методы работы. Но об этом по порядку. 26 апреля 1921 года большевики решили, что необходимо Акмолинский, Атбасарский, Петропавловский и Кокшетауский уезды передать из состава Омской губернии в самостоятельную губернию с центром в городе Петропавловск. Годом ранее Кокшетауский уездный исполком издал циркуляр, в соответствии с которым устанавливались особые правила для реквизиции и конфискации вещей домашнего обихода (мебели, одежды, посуды). По общему правилу эти предметы ни реквизиции, ни конфискации не подлежат (Ф.46.Оп.1. Д.61.Л.10). Однако в номере от 21 сентября 1921 года газета «Мир труда» писала: «За два последних месяца заготовок хлеба Кокшетауским уездом при плане 510 тысяч пудов к линии железной дороги было отправлено 900 тысяч пудов» (Абуев К. Кокшетау.Исторические очерки. 2015 г.). Другой источник сообщает, что «Кокшетауский уездный революционный комитет доводит до всеобщего сведения граждан города и уезда в том, что имущество принадлежащее гражданам, как-то: лошади, коровы, одежда и другие вещи ни в коем случае отбираться не будут. Всех лиц провокаторов, которые распространяют разные нелепые, контрреволюционные слухи кем бы они себя не называли немедленно задерживать и препровождать в Чрезвычайно-Следственную комиссию для предания суду» (Ф.46. Оп.1. Д.1. Л.22). Политика двойных стандартов на лицо. С одной стороны большевики благодетели, с другой стороны отбирают продовольствие и фактически грабят местных жителей. Кроме того, всю вину они возложили на засуху и на действия внутренних врагов. Так, например, «…заготовка хлеба в Кокшетауским уезде продвинулась очень и очень слабо. Взятый на учет государством необмолоченный хлеб, без ведома представителей продорганов обмолачивался владельцами, продавался или обменивался на товар наехавшими спекулянтами и прятался» (Ф.54. Оп.1. Д.17. л.116).
Крестьяне, несомненно, сопротивлялись. В архивном документе приводится информация об их деятельности: «Начатое народное дело восстания против угнетателей жидов и их прихвостней коммунистов сделано на половину. Все как один от мала до велика пошли на своих врагов кто, с чем мог. Волна движения охватила весь Кокшетауский уезд, а по имеющимся сведениям тоже происходит во всех городах Омской губернии» (Ф. 1304. Оп.1. Д. 4.л.7). В целях усиления сбора продовольствия в Акмолинской губернии, были созданы части особого назначения. Их задачей было силовое сопровождение ответственных лиц по изъятию излишек хлеба у населения. Как отмечено в следующем документе: «напрячь до крайности все силы и все представленные средства, бросить все партийные и советские вооруженные силы и во что бы то ни стало, ни перед чем, не останавливаясь выполнить сто процентов задание. Необходимо всеми силами принуждения заставить сдать хлеб государству. Не останавливаться перед массовыми реквизициями, конфискации или отчуждении хлеба от злостных неплательщиков (Ф.115. Оп.1. Д.60. Л.4). Агрессивные действия большевиков на этом не прекратились, 23 февраля 1922 года ВЦИК принял декрет об изъятии церковных ценностей из православных церквей, лютеранских, католических, иудейских храмов, мусульманских мечетей. Нужно отметить, что большевики осознали, что их власть в стране стала крайне непопулярна. Они решили изменить свои действия, а именно были созданы органы борьбы с голодом. Смена поведения большевиков объясняется тем, что стали поступать данные об ужасных последствиях их действии. Как докладывал председатель Акмолинского губернского чрезвычайного комитета помощи голодающим Воронов «Большинство населения Кокшетауского уезда голодает» (Ф.118. Оп.1. Д.7. Л.8).По другим данным:«по имеющимся сведениям в Упомголоде зарегистрировано голодающих в уезде и городе (Атбасар): переселенцев — 39 575 человек, местного населения — 27 769 человек. (Ф.118. Оп.1. Д.13. л.106). Следующий архивный источник сообщает о трагедии: «в Губкомиссию ежедневно поступает масса ходатайств отдельных волостей и поселков с категорическим требованием оказания помощи. Большинство ходатайств поступает из Петропавловского и Кокчетавского уездов, где население уже питается разными суррогатами и падалью. Необходимо принять экстренные меры к ослаблению голода(Ф.118. Оп.1. Д.13. л.110). Самое ужасное было, когда приходили сведения о людоедстве среди местных жителей. В связи с этим была издан специальный приказ НКВД: «Ввиду наблюдавшихся в районах пораженных голодом людоедства и в целях борьбы с ним НКВД НКЗДРАВ предлагает к руководству следующие меры борьбы. Лица обличенные в людоедстве не должны предаваться суду ни к административным взысканием. Обличенные в людоедстве люди как психически ненормальный элемент подлежат немедленной изоляции и передачи органам здравоохранения где таковые находятся до приведения их в нормальное состояние» (Ф.118. Оп.1. Д.13. л.69).
Советская власть пыталась исправить положение в лучшую сторону. Но какой ценой? Они решили оказать помощь людям за счет ограбления религиозных учреждений. В итоге 4 июля 1922 года в Акмолинскую губернскую комиссию помощи голодающим Атбасарским уездом было сдано 5 пудов, 8 фунтов, 93 доли золота, монетами: 246 рублей серебром, 9 фунтов 18 золотом. 26 июля 1922 года по Кокчетавскому уезду изъято 4 пуда, 13 фунтов, 29 доли золотом, 15 рублей золотых монет. (Сборник статей государственного архива Акмолинской области за 2012-2014 гг. с.12). К одним проблемам прибавились еще и другие. В связи с голодом многие граждане из западных регионов страны советов решили переехать на восток в поисках пищи. Так как Акмолинская губерния считалась хлебным регионом, то здесь оказалось множество голодных беженцев с других областей.Скопление большого числа людей и их размещение в городах Акмолинской губернии вызывало рост эпидемических заболевании (Ф.145. Оп.1. Д.2. Л.29). Попытка их разместить у местных жителей вызвало сопротивление у последних. Как отмечено в документе: население отказывается брать на свое иждивение голодающих, а потому не представляется возможным проводить в жизнь означенную инструкцию. Помощь голодающим указанная в разосланной инструкции должна быть отнюдь не принудительная, а чисто добровольная. Для проведения этих мероприятии предлагается немедленно приступить для чего применить в широком масштабе агитационную сторону через Укомы Р.К.П. (Ф. 145. Оп.1. Д.2. Л.23). В конце концов, большевики пришли к выводу, что голод в стране это факт, с которым нужно бороться. Причем они, как и прежде сняли с себя ответственность за свои действия: «Благодаря недороду прошлого года и общего обнищания, особенно населения, в южном уездах (Акмолинском и Атбасарском) с мая месяца, население начало испытывать голод, и уже к середине июня насчитывалось до 45000 голодающих главным образом, киргиз (Ф.1304 (1519). Оп.1. Д.6. Л.116). В газете Степной маяк от 1 февраля 1923 года сообщалось,что в «Кокшетауском и Атбасарском уездах число трудоспособных голодающих дошло до 162466 человек, а беспризорных — 5610 детей». В целом последствия голода в Казахстане были страшными. От голода и сопутствующих ему болезней погибло около 1 млн. человек. Такова цена за проводимые большевистские эксперименты в 1920 гг. Современная Акмолинская область богатый хлебный регион, где имеются большие ресурсы для производства продуктов питания. Об этом должны помнить нынешнее поколение, чтобы дорожить нашим общим богатством.
Фото. 1921. Отряд частей особого назначения Акмолинского уезда. Ф.3235. Оп.1. Д.73.