КГУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И АРХИВОВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ |
В начале 20 века Россия переживала наиболее страшный период в своей истории. Тяжелое положение на фронте и ухудшение жизни большинства населения Российской империи обострили отношения между властью и народом. Копившиеся десятилетиями проблемы классового неравенства, нехватки земли, а также беспощадная эксплуатация трудящихся предпринимателями и промышленниками создали в стране взрывоопасную ситуацию. Отставка последнего российского императора в феврале 1917 года была с радостью воспринята и с большим воодушевлением среди казахской интеллигенции. Букейханов А., Чокаев М., Дулатов М. в газете «Казах» за №225 (20 марта 1917 г.) отмечали, что — «Наступило утро свободы. Всевышний осуществил мечту. Только вчера мы были рабами, ныне мы стали равными. Слава всевышнему, что мы дожили до этих светлых дней». Однако, приход к власти Временного правительства не изменило положение дел в империи. Наступал мрачный период в российской истории. Лидер большевиков Ленин В.И. понимал, что наступил их «звездный час» для активного наступления. 25-26 октября (7-8 ноября по новому стилю) 1917 года большевики вооруженным путем свергли Временное правительство и установили диктатуру пролетариата.
Новость о захвате Зимнего дворца, где размещалось Временное правительство, быстро облетела всю страну. Радостно встретили эту новость и жители города Кокшетау. Здесь большевики проявили чудеса организаторского мастерства искорости принятия стратегических и тактических решений. Усиленно агитируя народ, они смогли быстро скомпрометировать противников советской власти. Огромную роль в этом играла популистская пропаганда о лучшей жизни, о светлом будущем и т.д. Кроме того, они активно создавали свои вооруженные отряды на местах. Так, например, в Кокшетау Совет депутатов создает отряд Красной гвардии. Его командиром назначили сына известного в Кокшетау плотника-столяра Григория Потанина — Семена. Начальником штаба стал Иван Степанович Мочалкин, заместителем командира — Лещенко. По уезду и городу начались массовые аресты. Активные противники Советской власти изолировались от контакта с населением. И уже десятого января 1918 года во ВЦИК была направлена телеграмма: «Кокчетавский Совдеп всецело на стороне Центрального Совета. Среди масс настроение хорошее» (Терещук В.А. Рассказы о Кокчетаве. С.166).
Так и в Казахстане создались условия для массовой резни, классовой ненависти. Люди годами работавшие, чтобы обеспечить себя и свои родных продуктами питания лишались всего, в один большевистский миг.
О том, как быстро произошли резкие перемены в общественно-политической жизни, приход к власти большевиков, можно писать и писать. Конечно, сказывались последствияимпериалистической войны, дороговизна, безработица. Но самое главное это хорошо поставленная пропаганда. Так, например, на одном из собраний граждан города Кокшетау, состоявшимся в конце ноября 1917 года в бывшем клубе по вопросу о прекращении войны и заключении мира с Германией, в прениях выступил Ганжа, он высказался за продолжение войны с Германией, доказывая, что заключение мира с Германией будет являться изменой нашим союзникам Англии и Франции. … Во время выступления Ганжи раздались крики «Долой оратора» … (Ф. 1525. Оп.1. Д.7. Л.8). Сторонники Ленина знали, что люди недовольны войной, хотели мира и т.д. Противники большевиков настаивали на продолжении войны, тем самым они «закопали сами себя в могилу». Большевики умело лавировали и вели массовую агитационную работу среди населения, в крае, где отсутствовала еще телефонная связь, телевидение и люди не могли узнать, что же на самом деле происходит в стране. При этом казахская интеллигенция, ее элита была отстранена от власти (Козыбаев М. Избранные труды. С.168).
Свою позицию казахская интеллигенция выразила в газете «Қазақ» в номере от 26 ноября 1917 года вышедшая на второй день после Октябрьского переворота, она обратилась к своим читателям со следующими словами: «Россия переживает процесс разрухи, одна ее нога находится на земле, другая — в могиле. Что будет дальше — никому не известно. … Одни стремятся выжить, другие думают над тем, как обойти этот грязный мятеж. Мы — казахи — не можем быть спокойными наблюдателями происходящего. В такое смутное время законы не действуют, защитить нас некому. Поэтому мы должны напрячь собственные силы, чтобы: во-первых, не умереть, во-вторых, не дать разграбить наше богатство и, в-третьих, не ввязаться в эту смуту. Для этого никто не должен жалеть свои знания и силы». Как они считали, после свержения Временного правительства с каждым днем усиливается рост анархии в городах и селах, в степи, угрожая самому существованию казахов как этноса. Разгул насилия и борьба идей в умах людей разожгли огонь Гражданской войны в 1918 — 1920 годах. Данная борьба унесла жизни многих людей, последовавший затем жестокий голод 1921-1922 годов подорвал здоровье и забрал многие человеческие жизни целого поколения.
Акан Шарипов
археограф государственного архива
Акмолинской области